Баскет в ландшафтном дизайне


Боске́т (фр. bosquet , от итал. boschetto — лесок, рощица [1] ) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер) [1] , геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Различают как правило два типа боскетов:

  • искусственная роща — группа декоративных кустов и деревьев, на поляне или плоском газоне и
  • «кабинет» , когда насаждения расположены по периметру[2][3] .

Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI—XVIII вв [1] . Тогда замкнутые пространства внутри боскетов называли не только «кабинетами», но и «зелёными залами».

Многим известна истина, что новое – хорошо забытое старое. Данное утверждение в полной мере подходит для нынешних тенденций ландшафтного дизайна. Используемые еще в глубокую старину стилистические подходы находят отражение в современности, преображая садовые территории, придавая им изящества, дворянского благородства. Одним из таких методов является изготовление «зеленых кабинетов», проще – боскет. Боскеты в ландшафтном дизайне традиционно используются для убранства больших садовых территорий, однако и на ограниченной площади приусадебного участка образуются неповторимой красоты шедевры. В статье мы раскажем об основных принципах построения, ухода за боскетом, являющимся нетривиальным, оригинальным убранством сада.

Боскеты в ландшафтном дизайне: происхождение, виды

Боскет – это метод высадки, стрижки кустарников, деревьев, совокупность крон которых образует непрозрачные, лиственные стены. Данный дизайнерский прием известен с начала 16 века.

Боскет «Энкелад» в Версале

Впервые его применили для облагораживания дворцовых парков Франции. Знаменитые боскеты Версаля, невзирая на вековую историю, большое количество переработок, даже сегодня поражают воображение посетителей. Красота дизайна сделала боскеты одним из популярных методов украшения парковой зоны, ставшего востребованным по всей территории Европы.

Обустройство рощи предполагает использование ровной площадки на хорошо освещенной территории. Главным критерием выбора деревцев является их податливость к стрижке. Хорошо подходят: береза, граб, липа, лещина. Саженцы высаживают рядами, образующими ровную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник). После укоренения, кроне каждого высаженного дерева придается геометрически правильная форма, например кубическая. Выросшие со временем деревья могут соприкасаться кроной, образуя необычный монолитный параллелепипед.

Почву между посадкой засыпают гравием, высаживают зеленый газон. Учитывая, что для нормального роста газон требует внимания, заботы, на участках, где хозяева не могут обеспечить надлежащий уход за зеленью, предпочтительней почву засыпать мелким гравием. Это избавит от необходимости стрижки газона, борьбы с сорняками, необходимости регулярного увлажнения почвы.

Уход за рощей аналогичен с уходом за простыми насаждениями деревьев такого вида. Отличие – проведение регулярной стрижки, формирующей крону деревьев.

Создание уютного «кабинета»

Такой вид боскет предполагает использование кустарников, деревьев, лиановидных растений. Такие зеленые стены в среднем достигают полтора, двухметровой высоты, толщина – около полуметра. Изготовленный зеленый кабинет может служить уединенной беседкой, зоной отдыха и приема гостей, детской игровой зоной.

В зависимости от функциональной направленности выбирают дизайн, размер будущего кабинета, количество свободных проходов. Проходы могут иметь разный стиль: арка, пустое пространство.

Для формирования стен изгороди подойдет любой кустарник, адаптированный к данной местности, хорошо переносящий регулярную стрижку. Это могут быть хвойные, листопадные растения, девичий виноград, клематис. Лучше выбирать быстрорастущие экземпляры, что ускорит процесс создания полноценной изгороди.

Месторасположение кабинета должно учитывать природные потребности выбранного растения. Культура хорошо развивается в затененном пространстве не нужно высаживать на залитой солнцем лужайке.

На первом этапе проводят подготовительные работы. Грунт обозначенного периметра посадки удобряют, увлажняют. Высаживают выбранные растения строго по прямым линиям. Расстояние между экземплярами должно быть около 35 см. Для быстроты получения изгороди лучше высаживать одно-, двухлетние саженцы.

Уход за боскетами

Уход за подрастающей стеной предполагает все процедуры, предназначенные для выбранного вида кустарника. Формировать полноценную изгородь можно через 3-5 года, когда кустарник хорошо разрастется, укрепится. Стрижка на ранних стадиях развития растения предполагает только удаление ветвей, которые излишне ветвятся в боковые стороны.

Читать также:  Пересадка суккулентов в домашних условиях

Внутренние убранство боскетов зависит от функциональной направленности пространства. Цветочные клумбы высаживаются одновременно с кустарником.

Для создания уютной зоны отдыха внутреннею территорию засаживают газоном, засыпают мелким гравием. В таком пространстве хорошо будут смотреться небольшие фонтаны, статуи, фигурно выстриженные деревья, кусты, другие элементы дизайна. Боскеты в парке создают не только визуальную красоту, но способствуют удержанию природной прохлады, что важно в знойную летнюю погоду.

Сегодня боскеты в ландшафтном дизайне переживают новую волну популярности. Их используют в больших загородных домах, на территориях городских парков, алей. Для маленьких приусадебных территорий уместно создание кабинетов в качестве зон отдыха, украшения цветочных клумб.

Желая создать боскеты в ландшафтном дизайне своего сада, стоит придерживаться нескольких главных правил: линии посадки должны быть ровными, кусты ухоженными, красиво стриженными. Для посадки используются неприхотливые, быстрорастущие виды кустарника. Соблюдение этих нехитрых правил придаст красоты саду, живым изгородям, а немного фантазии сделает их уникальным украшением территории.

Рубрики

  • Авиация (120)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (9)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1709)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (815)
  • Дорога — это жизнь (28)
  • Животные (414)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (708)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (242)
  • Земля (96)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (436)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1555)
  • История одного стихотворения (2017)
  • История одной картины (867)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (169)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (169)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (360)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (41)
  • Москва (69)
  • Музеи (112)
  • Наполеон Бонапарт (56)
  • Насекомые (77)
  • НАУКА (401)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (228)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (175)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (684)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (443)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (193)
  • Психология (75)
  • Птицы (173)
  • Растения (70)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (896)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (103)
  • Символы (117)
  • Скульпторы (29)
  • СЛОВАРЬ (7)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1232)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (319)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (142)
  • Фотографии (414)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (182)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (643)
  • ЦВЕТЫ (37)
  • ЧАЙ (20)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (41)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (650)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (192)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Воскресенье, 31 Мая 2015 г. 16:25 + в цитатник

Франция

Боске́т (фр. bosquet , от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Боскет — искусственная роща при замке Амбуаз

Различают как правило два типа боскетов:

искусственная роща — группа декоративных кустов и деревьев, на поляне или плоском газоне и

«кабинет», когда насаждения расположены по периметру.

Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI—XVIII вв. Тогда замкнутые пространства внутри боскетов называли не только «кабинетами», но и «зелёными залами».

В России для создания боскетов часто используется, например липа мелколистная, ель обыкновенная, акация жёлтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клён татарский или смородина золотистая.

Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах Версаля с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия.

Два боскета — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина — Северная шахматная посадка — Южная шахматная посадка — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина

Читать также:  Какие витамины содержит апельсин и лимон

Боскет «Жирандоль», создан Андре Ленотром с 1661 по 1663 год

Андре Ленотр (фр. André Le Nôtre ) (12 марта 1613 — 15 сентября 1700) французский ландшафтный архитектор, сын главного садовника Тюильри Жана Ленотра — придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года — генеральный контролер королевских зданий. Прежде всего он известен как автор проекта создания и последующих реконструкций королевских садов и парка в Версале.

Эти два боскета впервые были разбиты в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси запад-восток, эти два боскета представляли собой набор тропинок, проходящих вокруг четырех зеленых комнат, и сходящихся в центральной «комнате», в которой был устроен фонтан. В 1682 году южный боскет был создан заново как Боскет «Жирандоль», названный так из-за ступенчатого вида центральной струи фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году, получив название Боскет Дофина, благодаря фонтану, изображающему дельфина. Каждый из этих боскетов был украшен бюстами на пьедесталах, заказанными главным интендантом Николя Фуке в Риме по оригиналам Пуссена для украшения его собственного замка Во-ле-Виконт.

Николя Фуке (фр. Nicolas Fouquet ; 27 января 1615, Париж — 23 марта 1680, Пиньероль) — выходец из третьего сословия, который в первые годы правления Людовика XIV был одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Он занимал должность суперинтенданта (министра финансов), приобрёл титулы виконт де Мелён и де Во, маркиз де Бель-Иль. Фуке построил для себя дворец Во-ле-Виконт, ставший вехой в истории европейской архитектуры. В 1661 году по приказу короля был арестован и остаток жизни провёл в заточении.

Во-ле-Виконт. Главный дом усадьбы

Оба боскета были уничтожены в ходе пересадки парка в 1774—1775 годах в эпоху Людовика XVI. Эти участки сада были засажены липами, после чего их назвали Северная шахматная посадка и Южная шахматная посадка (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). В 2000 году завершилась реставрация этих двух боскетов и они приобрели свой первоначальный вид.

Лабиринт — Боскет Королевы

Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа.

Схема Лабиринта согласно описанию Шарля Перро (1677)

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault ; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.

«Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина.

Басня «Лиса и Журавль», «Лабиринт Версаля» Жака Бейли

С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.

Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.

Читать также:  Отделочные панели для дома

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.

Машина Марли на картине Пьера-Дени Мартина 1723 года

Машина Марли (фр. Machine de Marly) была построена голландским архитектором Свалемом Ренкеном (Rennequin Sualem) в начале 1680-х годов при дворце Марли на территории современного Буживаля по заказу французского короля Людовика XIV для водоснабжения прудов и фонтанов Версальского парка.

Пиганьйол де Лафорс описывал Лабиринт как «сеть аллей, огражденных палисадником, где легко заблудиться», а также продолжал: «на каждом повороте вы видите фонтан, изысканно украшенный ракушками, который очень просто представляет сказку, а ее сюжет пересказан в четырех строках золотыми буквами на бронзовой табличке».

Вскоре после того, как Лабиринт был построен, Перро опубликовал его описание: «Это квадрат молодого и очень густо посаженного леса, прорезанный многочисленными аллеями, которые переплетаются друг с другом так искусно, что нет ничего легче и приятнее, чем в них заблудиться. В конце каждой аллеи и в местах их пересечения находятся фонтаны, так что в каком бы месте вы ни находились, можно одновременно увидеть три или четыре из них, а чаще шесть или семь. Бассейны этих фонтанов, различные по фигурам и оформлению, украшены изящным камнями и редкими ракушками. Кроме того, на них изображены животные — персонажи самых известных басен Эзопа. Эти творения настолько хороши, что кажутся живыми и участвуют в действе, которое изображают. Можно даже сказать, что они произносят слова, которые предписаны им в басне, поскольку струи воды, которые они посылают друг другу, кажется, не только оживляют их, но и служат для выражения их чувств и мыслей».

Лабиринт пользовался большой популярностью не только у Короля и дофина, а также среди знати, которая допускалась к Версальскому парку. Учитывая это, в 1675 году было издано руководство «Лабиринт Версаля» Перро, содержащее басни, описания фонтанов и стихи, написанные поэтом Исааком Бенсераде для каждой басни. В 1677 году руководство переиздали с гравюрами Себастьяна Леклерка. Вскоре вышло третье издание, в котором гравюры Леклерка были украшены Жаком Бейли. Маленькая карманная книжка была роскошно оправлена красным сафьяном с позолоченным тиснением. Также руководство перевели и дважды издали на английском: под редакцией Джона Боулза и в книге «Эзоп при Дворе» Даниэля Беллами-старшего с гравюрами Джоржа Бикхема.

«Лабиринт Версаля», издание Джона Боулза

Лабиринт играл значительную роль в создании неповторимого образа Версальского парка. В иллюстрированном путеводителе, напечатанном в Амстердаме в 1682 году, работа Ленотра была оценена очень высоко: «Среди всех этих произведений нет ничего более прекрасного и похвального, чем Королевский парк в Версале, и в нем — Лабиринт… Перекресток и повороты Лабиринта, окруженные с обеих сторон зелеными подстриженными живыми изгородями, не наводят скуку, поскольку всегда рядом скульптуры и фонтаны, которые рассказывают загадочные и поучительные басни Эзопа».

«Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Композитор Маре Марен, нанятый в 1676 году музыкантом в Королевский двор Версаля, был знаком с Лабиринтом. К своему произведению «Лабиринт и другие истории» он написал анонс: «Входящий в лабиринт опускается до уток и собак, и поднимается вместе с Вакхом».

У входа в Лабиринта были размещены две статуи: одна — Эзопа, который держал свиток бумаги (работы Легро), другая — статую Любви, или Купидона, который держал в руке клубок ниток, подобно Ариадне (работы Тюби).

Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли

Перро писал об этих двух статуях: «У Эзопа есть сверток бумаги, который он показывает Любви, у которой есть клубок ниток, что как бы говорит: если человек по воле Божьей оказался в лабиринте, выбраться из него не составит труда, если вместе с любовью идет мудрость, о чем Эзоп и учит в своих баснях».

«>

Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock
detector