Цветение и опыление растений


У растений цветение наступает с момента раскрытия цветков и продолжается до их засыхания. Продолжительность цветения у растений различна. Оно может длиться меньше часа (некоторые кувшинки) или продолжаться более двух месяцев (тропические орхидеи).

Только в период цветения растений возможно опыление цветков. При опылении пыльца переносится с пыльников тычинок на рыльце пестика. После опыления половые клетки сливаются, то есть происходит оплодотворение. Клетка, получившаяся в процессе оплодотворения, называется зиготой.

Если пыльца переносится на рыльце пестика своего же цветка, то такое опыление называют самоопылением. Если же пыльца переносится на рыльце другого цветка, то имеет место перекрестное опыление.

У большинства растений происходит перекрестное опыление. Такое опыление имеет преимущества перед самоопылением, так как дочернее растение получит признаки от двух родителей.

Переносить пыльцу с тычинок на рыльца могут ветер, вода, насекомые, даже птицы и другие животные. В процессе исторического развития растительного мира на Земле у растений возникли различные приспособления к факторам живой и неживой природы, которые осуществляют опыление.

Чтобы препятствовать самоопылению у растений цветки делятся на мужские и женские, даже отдельные растения бывают только мужскими или женскими (на них растут цветки только с пестиками или только с тычинками). Если тычинки и пестик находятся на одном цветке, то они могут созревать в разное время, или пестик может быть не восприимчив к пыльце своего цветка.

Огромную роль в опылении играют насекомые. Цветки дают им пищу в виде сладкого нектара или большого количества пыльцы. У насекомоопыляемых растений развились яркие пахнущие цветки.

У ветроопыляемых растений (опыляемых с помощью ветра) рыльце пестика длинное и ветвистое, у тычинок длинные тычиночные нити. Так пестику легче улавливать пыльцу, а тычинкам ее разбрасывать. Околоцветник же у ветроопыляемых растений может вовсе отсутствовать или быть очень маленьким, и никогда не бывает ярким и пахнущим. Цветки часто собраны вы длинные качающиеся на ветру соцветия. В тычинках образуется много легкой пыльцы.

У водных и околоводных растений пыльца обычно переносится с помощью воды.

У самоопыляемых растений (пшеница, томат) обычно опыление происходит еще в бутонах, когда цветок еще не расцвел в полной мере.

Бывают растения, у которых есть как самоопыление, так и перекрестное опыление. Самоопыляемые цветки в таком случае появляются в конце цветения и более мелкие и невзрачные. Самоопыление является как бы страховкой на случай, если не произошло перекрестного опыления растения. Такое нередко встречается в холодных или пустынных областях Земли, где растения растут очень разреженно.

Конечная функция типичного цветка — образовании е плодов и семян. Для образования семени необходимо, чтобы произошло опыление, а затем опдлодотворение.

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Опыление – одна из важнейших функций цветка.

Опыление тесно связано с цветением. Сроки цветения различных растений постоянны для каждого вида. Они могут колебаться в определённых пределах в зависимости от внешних условий. По срокам цветения выделяют: ранневесенние, поздневесенние, раннелетние, позднелетние и раннеосенние растения.

Читать также:  Пересадка рождественника в домашних условиях

Для процесса цветения большое значение имеют температура и условия освещения. Сроки цветения растений различаются и потому, что разным растениям для цветения нужна разная длина дня. Поэтому выделяются две большие группы растений:

Растения короткого дня (цветут при продолжительности дня 8-9ч.). Например, астры однолетние, георгины, рудбекия (золотые шары). Это растения более южного происхождения. Они привыкли к более короткому дню и длинному вегетационному сезону, в нашем климате летом при длинном дне они не цветут, а набирают биомассу и зацветают в конце лета — начале осени, когда дни становятся короче.

Растения длинного дня (цветут при достижении продолжительности дня 10-12 ч.). Это наши местные растения (лен, крестоцветные и др..).

В течение своей жизни растения могут цвести однократно —монокарпические растения (все однолетники, двулетники и некоторые многолетники (бамбук, банан, агава и др.)) и многократно – поликарпические растения (их большинство: травянистые многолетники, все древесные)

Сущность цветения состоит во вскрывании пыльников и функционировании рылец пестиков, как органов, способных воспринимать пыльцу.

В настоящее время экология цветения и опыления выделилась в особое направление экологии растений – антэкологию («антос»- цветок). Она изучает особенности цветения и опыления, взаимосвязи между цветками и опылителями, влияние условий внешней среды на цветение и опыление.

Типы и способы опыления.

Различают два основных типа опыления: автогамию и аллогамию.

Типы опыления

Автогамия Аллогамия

Автогамия (самоопыление) — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка.

Аллогамия (перекрёстное опыление) — перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Аллогамия может проявляться в двух вариантах: 1) гейтоногамия (соседственное опыление) — перенос пыльцы между цветками на одной особи; 2) ксеногамия — перенос пыльцы между цветками разных особей.

Гейтоногамия по генетическому эффекту близка к автогамии, так как происходит только перекомбинация гамет в пределах одной особи. Чаще всего она случается в многоцветковых соцветиях.

Наиболее благоприятной по генетическому эффекту и биологически выгодной является ксеногамия, так как при этом возрастают возможности перекомбинации генетического материала, что способствует увеличению внутривидового разнообразия и дальнейшей приспособительной эволюции. Однако, и автогамия имеет важное значение для стабилизации признаков вида.

Способ опыления зависит от структуры цветка и агентов (факторов) переноса пыльцы.

Все типы опыления могут осуществляться при помощи одинаковых факторов (ветра, воды, животных, человека). Наиболее разнообразные способы при перекрестном опылении.

Различают следующие способы опыления:

1 группа способов: Биотическое опыление при помощи живых организмов.

Зоофиллия – опыление животными.

а) энтомофилия – опыление с помощью насекомых;

б) орнитофилия — опыление с помощью птиц;

в) хироптерофиллия — опыление с помощью летучих мышей.

Есть и другие способы (с помощью млекопитающих, моллюсков и других групп животных), но они бывают редко.

2 группа способов: Абиотическое опыление – опыление, связанное с воздействием факторов неживой природы (абиотических факторов).

а) анемофилия — опыление при помощи ветра;

б) гидрофилия — опыление при помощи воды.

Способы опыления являются адаптациями к определённым условиям среды. С генетической же точки зрения важен тип, а не способ опыления.

Читать также:  Как пишется слово подкованная лошадь

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления возникшими в ходе эволюции.

Образовательные: показать значение опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в парах.

Оборудование: таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми", "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с заданием, компьютер, проектор, учебный диск" биология -6", гербарий самоопыляемых и перекрёстноопыляемых растений, презентация к уроку, рабочая тетрадь №1.

Ход урока

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  6. Домашнее задание.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок? Что является главными частями цветка?

Какое строение имеет пестик?

Что развивается из завязи пестика?

Какое строение имеет тычинка?

Что находится в пыльнике тычинки?

Что такое соцветие

Б) Работа в парах. Разгадывание кроссворда по пройденной теме

(дети получают кроссворды и приступают к её разгадыванию).

В) Обобщение ответов(слайд №1-переход к новой теме)

3. Изучение новой темы. (Слайд №2)

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей?

Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых?

(Предполагаемые ответы учащихся)

Учитель: (слайд №3) Подводит итоги ответов учащихся и вместе дают определение "цветение"

– А что же такое опыление?

(Предполагаемые ответы учащихся) (слайд №4)

Значение опыления (слайд №5)

Типы опыления: (слайд №6)

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.

Слайд №7. Самоопыление. Дайте краткую характеристику самоопыления. Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыление?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Какие есть приспособления у растений к самоопылению?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– часто происходит ещё в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне;

– тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики;

Затем вместе формулируем вывод и обращаем внимание на (слайд №8).

Приспособления у растений к самоопылению.

Слайд №9.Примеры растений , у которых наблюдается самоопыление.

Слайд №10. Перекрёстное опыление( определение). Дайте краткую характеристику перекрёстного опыления.

Выполнить задание №1 в рабочей тетради к параграфу 24.

Перекрёстное опыление может быть нескольких видов.

Слайды № 11-12. Перекрёстное опыление насекомыми.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению насекомыми? (предполагаемые ответы учащихся).

Читать также:  В какую землю посадить алоэ

Затем вместе формулируем вывод.

Слайды № 13-14.Приспособления растений к опылению насекомыми.

Слайд № 15.Опыление растений ветром.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению ветром?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Слайд № 16.Приспособления растений к опылению ветром.

Слайд № 17.Примеры растений, опыляющихся ветром

(Берёза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей)

Для закрепления материала выполнить задание №2 в рабочей тетради.

Затем выполняем лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" ( Инструкционная карточка на стр.90-91)

(Учащиеся работают с гербарным материалом , затем формулируют вывод)

– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение ,ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Существуют и другие способы опыления растений.

Слайд № 17.Другие способы опыления растений.

Слайд № 18.Опыление с помощью воды.

Слайд № 19.Копытень. Муравьи-опылители.

Слайд № 22.Животное Кускус в Австралии.

Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( рассказ учащегося о способах искусственного опыления с использованием таблицы

"Искусственное опыление кукурузы"

4. Закрепление нового материала

А) самостоятельная работа ( заполнить таблицу ).Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак "+", если нет "-"

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки 2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия 3. Наличие нектара 4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия 5.Наличие аромата 6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество. 7.Крупная липкая шероховатая пыльца 8. Растут большими скоплениями, образуя заросли 9. Растения цветут весной до распускания листьев В цветках отсутствует нектар

Б) Найти биологические ошибки. Сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей Цветочного города. Вы, наверное, все помните одного из жителей города– Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка всерьёз решил заняться ботаникой, но как обычно всё перепутал. Помогите ему.

1 конкурс " Сочинения Незнайки"

Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1.Во поле берёза стояла
И её пчела опыляла
(Берёза опыляется ветром)
2.Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать
(Горох – самоопыляемое растение)

2 конкурс " Почемучка". Второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на вопросы, которые отличаются от вопросов Знайки своей серьёзностью и правильностью.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и жёлтого цвета?
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет?
  3. Почему весной мало кто из людей замечает цветение берёзы.
  4. Почему один из двух цветков яблони образовал плод, а другой нет? Почему так произошло?
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock detector