Фонари в саду аквариум


Музыка

Метки

Рубрики

  • живопись (9482)
  • зарубежные творцы (7240)
  • русские творцы (3290)
  • фотография (2460)
  • графика (1545)
  • прикладное творчество (1164)
  • интересные статьи (1064)
  • музыка (1044)
  • архитектура (726)
  • культурные события (703)
  • скульптура (684)
  • поэзия (665)
  • литература (589)
  • ссылки (578)
  • «документальное» (560)
  • дизайн (547)
  • кинематограф (481)
  • история стилей (400)
  • ретро (393)
  • Компьютерное искусство (383)
  • юмор (306)
  • театр (230)
  • обсуждения,вопросы и пр. (177)
  • анимация (174)
  • календарь (161)
  • термины и техники (96)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вторник, 20 Июня 2017 г. 09:45 + в цитатник

Прежде чем писать об остальных фонтанах, расположенных в саду "Аквариум", коснемся театральной истории сада в советское время.

Театр, расположенный на его территории, всегда играл определенную роль в культурной жизни столицы.

В 1921 году в течение весны и лета ежедневно на сцене сада "Аквариум" с большим успехом шел спектакль "Путешествие Бульбуса 17-21" драматурга Абрама Марковича Арго, сатирические зарисовки о послереволюционной жизни. Т ам свои роли исполнял Леонид Утесов, там же он впервые выступил руководителем комического джазового голосового оркестра.

В 1923 году в зимнем театре "Аквариум" открывается Мюзик-холл, где выступают Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Г. Ярон и другие. В марте 1924 года Мюзик-холл был закрыт.

В 1928 году в зимнем театре "Аквариум" начал свою работу театр Оперетты.

В 1934 году на экраны вышел знаменитый фильм "Веселые ребята", в котором часть действия проходит в Московском варьете в зимнем саду "Аквариум", ныне не существующем.

В 1940 году в саду начали строить здание театра имени Моссовета. Окончанию стройки помешала война.

В 1959 году на месте старого зимнего театра "Аквариум" по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое здание театра на 1300 мест, где и разместился театр имени Моссовета.

В 1975 году территория сада "Аквариум" была превращена в зеленую площадку для отдыха. Тогда же была поставлена красивая ограда, отделившая сад от улицы.

В 2000 году была проведена масштабная реконструкция, после которой в саду, в частности, появился комплекс из четырех фонтанов: "Аполлон", "Горгона", "Ручей", "Сатир".

Главный фонтан комплекса "Ручей" представляет собой реку.

Четыре разного размера струи воды спадают в расположенную наверху часть каскада и растекаются в разные стороны.

Напомню, что скульптором фонтанов является М. Левинская.

Теперь рассмотрим поближе самый красивый фонтан.

В центре большого фонтана в неглубокой чаше расположена бронзовая скульптура греческого бога Аполлона.

Чаша, облицованная темно-красным полированным гранитом, представляет собой своеобразные подмостки.

На них Аполлон исполняет свое соло на водяных струнах золотой лиры.

Аполлон находится в центре водяного купола, образованного струями воды, бьющими из бортика фонтана.

В древнегреческой мифологии Аполлон — златокудрый бог света. Отсюда его прозвище Феб — солнечный свет символизируется его золотыми стрелами.

Аполлон — покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель. Он также очищал людей, совершивших убийство. О дин из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце.

Задняя стена сада, где раньше размещался грот, обустроена декоративным гротом с водной раковиной и изливающимся из него искусственным ручьем.

В раковину вода поступает из головы Медузы Горгоны. Точнее, вода струится из открытых пастей шипящих и шевелящихся змей, которые заменяют Медузе волосы. От взгляда Горгоны все живое превращается в камень.

За фонтаном Аполлона расположена колоннада, которую завершают бронзовые скульптуры Талии и Мельпомены.

Скульптура Талии — музы комедии.

Скульптура Мельпомены — музы трагедии.

В ся композиция напоминает сцену. Здесь хорошо настроиться перед походом в театр.

В саду уютно расположился блестящий вагончик, в котором находится комфортный ресторан "Свет звезд".

Рубрики: скульптура
архитектура
«документальное»

Метки: сад Аквариум Москва

Процитировано 2 раз
Понравилось: 14 пользователям

Сад Аквариум
Сад театра им. Моссовета

Вид на Сад Аквариум с Садового кольца
Основная информация
Дата основания 1893 год
Расположение
55°46′03″ с. ш. 37°35′43″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Россия
Район Тверской район
Метро 02 Маяковская
Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия России
объект № 7734334000 (БД Викигида)

Сад Аква́риум — небольшой парк в центре Москвы, один из первых увеселительных садов столицы.

В саду в разные годы работали тир, кегельбан, фотография, площадка для гимнастики, в одной из беседок размещался аквариум; в 1910—1912 годах в здании зимнего театра действовал каток.

Сад имеет репутацию «театрального оазиса», поскольку рядом располагаются Театр имени Моссовета и Московский академический театр сатиры.

Содержание

Территория [ править | править код ]

Территория сада — составляющая часть большого владения, складывалась на протяжении XIX—XX веков вплоть до 30-х годов прошлого века, поэтому процесс закрепления границ оказался растянутым на длительное время. Своеобразная история владения была отмечена резким изменением функционального использования своей застройки и территории.

На рубеже XVIII-XIX веков земля сада «Аквариум» и части соседнего владения (Б. Садовая ул., д. 14) была занята огородами и прудом Новодевичьего монастыря и частных владельцев; лишь в северо-западной части этой территории, непосредственно примыкая к палисадникам Садового кольца, располагались два небольших участка с деревянной застройкой. Такая планировка местности сохранялась и в середине XIX века.

Читать также:  Жизнь в деревне в контакте

Активная застройка территории сада началась в конце 60-х годов XIX века, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. С этого времени можно говорить о формировании владения в очертаниях и границах, приближающихся к современным. На севере обширное владение получило выход к линии Садовой улицы. Три другие границы владения имели сложные ломаные очертания и в последующем несколько изменились.

К 1874 году сформировались планировка и структура участка. Зона деревянной и каменной жилой застройки, включавшей некоторые постройки прежних владельцев (1858 год), располагалась вдоль Садовой улицы в северо-западной части владения. Восточная, южная и юго-западная границы были застроены зданиями промышленного назначения. Из них особый интерес представляло прямоугольное массивное здание каменной кузницы, стоявшее в изломе восточной границы, которое позже в перестроенном виде стало помещением зимнего театра. Другая группа построек, следы которых в виде остатков кирпичных стен сохранились до наших дней, располагалась в юго-западном углу владения и была занята механическими мастерскими.

История [ править | править код ]

На основания высочайшего повеления от 17 января 1875 года огородная земля Новодевичьего монастыря с производственными корпусами вагонного завода, занимавшая центральную часть квартала и окружавшая владение Комиссаровского технического училища с запада и юга, была передана в собственность П. И. Губонина.

В следующем 1876 году был произведен раздел этого обширного участка, часть территории, в обмен на участок с учебно-механическими мастерскими, перешла в собственность Комиссаровской технической школы, другая передана Московскому акционерному обществу снабжения железных дорог принадлежностями. Акционерное общество просуществовало недолго, в конце 1875 года оно было ликвидировано, а вагонный завод продан. [1]

В 1878 г. хозяевами литейного завода стали Самуил Миронович (Шмуил Меерович) Малкиель, бывший также владельцем Елисеевского дома, и его сын — инженер-технолог Матвей Самуилович (Марк, Меер-Мордух Шмуилович) Малкиель.

Первая московская электрическая выставка (1892 г.) [ править | править код ]

В 1892 году на территории будущего сада «Аквариум» открылась Первая московская электрическая выставка, организованная Комитетом Московского Отделения Технического Общества по инициативе А. А. Столповского.

Выставка открылась 27 июня 1892 года и проработала до 1 декабря 1892 г. Открывал её лично Савва Мамонтов, бывший Председателем Отделения. [2]

Журнал «Наука и жизнь» писал:

Из обширного участка земли, лежащего на пересечении Тверской и Садовой и принадлежащего действительному члену Московского Отделения Инженер-Технологу Матвею Семеновичу Малкиель, под выставку отведена была обширная площадь в 5000 квадр. сажень со всеми находящимися на ней зданиями, дворами и открытыми местами для прогулок; последние, в течение летнего сезона, были превращены в сады и асфальтированные площади, пересекаемые рельсовым путём, по которому публика каталась на вагончике, двигавшемся с помощью электрических аккумуляторов Владимирова. Здесь же был грот, освещенный лампочками накаливания, и места, с которого поднимался воздушный шар, по вечерам освещавшийся во время полета на протяжении нескольких верст электрическим прожектором Шукерта, установленным на крыше одного из домов. Наконец, здесь же красовались и фонтаны, освещенные электричеством, которых гидравлическия и электротехническия принадлежности были разработаны и выполнены при участии членов бюро выставки А.А. Спицына, М.С. Малкиеля, П.К. Энгельмейера и заводов Густава Листа и брат. Бромлей.

По данным журнала «Наука и жизнь», выставку посетило около 100 000 человек, летом среднее число посетителей было около 1000 человек, зимой около 300 человек в день. [2]

По-видимому, успех выставки подал семье Малкиель идею использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад.

Театральная история сада [ править | править код ]

История «Аквариума» при Лентовском [ править | править код ]

Одним из первых антрепренёров сада был М. Лентовский, который после закрытия сада «Эрмитаж» на Божедомке взял в аренду у крупного московского домовладельца Самуила Мироновича Малкиеля землю, создал увеселительный сад и построил деревянный театр на 720 мест, предназначавшийся для оперных спектаклей, открытую сцену, эстрады для оркестров и хоров. По мнению искусствоведа Е. И. Кириченко, судя по характеру и стилистике оформления сада, в сооружении построек мог принимать участие сотрудничавший с Лентовским архитектор Ф. О. Шехтель [3] .

Сад, получивший название «Чикаго» (в это время в Чикаго проходила Всемирная выставка, вызвавшая интерес) [4] , открылся 1 июля 1893 года. [5]

В 1906 году журналист Дорошевич вспоминал: [6]

На углу Садовой и Тверской, у Старых Триумфальных ворот, было пустопорожнее, залитое асфальтом место, на котором только что прогорела электрическая выставка. Хотели уж устроить на нем дровяной двор. Как вдруг Лентовский объявил: — Зачем дровяной двор? Тут можно устроить великолепный сад. И закипела работа. Ломали асфальт, выламывали под ним кирпич, рыли колоссальные ямы. Возили откуда-то земли. Привозили из окрестностей Москвы и сажали с корнями выкорчеванные столетние деревья. И через каких-нибудь две недели асфальтовая площадь превратилась в "старый" тенистый сад, полный аромата. Шумели развесистые вековые деревья, и огромными пестрыми благоухающими коврами раскинулись под ними грандиозные клумбы цветов. Длинный безобразный каменный сарай превратился в изящный нарядный театр.
Читать также:  Какая высота забора разрешена между соседями

В саду играл оркестр, устраивались гуляния, работал ресторан. Успех имели «вечера огня» — запуск фейерверков. Посередине сада помещался большой фонтан с водопадом и ажурная железная башня, на которой развешивались гирлянды для иллюминаций. [7] На месте, где раньше размещался пруд, был устроен «каменный грот».

Недостаток средств не позволил Лентовскому сформировать сильную оперную труппу. Он пытался усилить её гастролёрами, что тоже требовало средств, которых не было. К 1 сентября из-за финансовых неурядиц театр закрылся.

История «Аквариума» при Гейтен [ править | править код ]

В сентябре 1893 года Лентовский оказывается на грани разорения, и антрепренёром сада и театра становится балерина и хореограф Лидия Гейтен, перестроившая театр для зимних представлений и сама танцевавшая на его сцене. [7] Спектакли балерины в «Аквариуме» оформлял театральный художник Е. Ф. Бауэр.

При Гейтен в театре попеременно играют драматические и опереточные труппы. Ставятся «Цыганские песни в лицах» с участием знаменитых В. Зориной и А. Давыдова и др., гастролирует коллектив украинских артистов, возглавляемых П. Саксаганским. [4]

История «Аквариума» при Соловейчике [ править | править код ]

В 1897 году владение было продано кандидату прав И. С. Соловейчику, который продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение.

История «Аквариума» при Омоне [ править | править код ]

В 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон — «дореволюционный столп антрепризы». При нем сад получил название «Аквариум». Предполагают, что название было дано с оглядкой на одноименный увеселительный сад «Аквариум» в Санкт-Петербурге.

В саду Омон строит два театра: летний («Олимпия») и зимний («Буфф»).

Управляющими были назначены С. А. Альштадт и Д. Е. Сидорский, режиссёром концертных программ Н. Ф. Бутлер (бывший режиссёр «Концерта-паризьен» на Нижегородской ярмарке). [8] Шарль Омон строит еще один каменный театр по образцу парижского концертного театра специально для кафешантанных программ. Для постройки нового концертного театра в саду «Аквариум» были снесены все павильоны бывшей электрической выставки на Триумфальной-Садовой улице. Театр занимал обширную площадь, имел открытую веранду, прилегающие пристройки и был приспособлен как для зимнего, так и для летнего сезонов.

Сад сразу занял особое место в жизни москвичей. Дело в том, что зимние театры летом закрывались, и москвичи оставались на целую треть года в распоряжении содержателей садов и кафешантанов, торговля в которых искусственно поддерживалась откровенно игривым характером увеселений.

В саду существовала даже маленькая искусственная речка с мостиком от декоративного павильона к музыкальной эстраде. В саду также запускались воздушные шары, которые могли арендовать путешественники. [9]

Сад и театр «Аквариум» в конце XIX — начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы, здесь начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал «Буфф» и устраивались дивертисментные программы.

  • В 1899 году в саду «Аквариум» выступала Лина Кавальери.
  • В 1901 году в театре «Олимпия» давали оперу «Евгений Онегин», в которой пели супруги Фигнер (в ролях Татьяны и Ленского). На открытой сцене выступали атлеты из труппы Саксон, один из которых был известен тем, что на одной ноге поднимал 14 человек. [10]
  • В 1903 году в театре сада «Аквариум» выступила Комиссаржевская. [11] В том же году состоялся атлетический чемпионат, с участием тогдашних знаменитых атлетов Петрова, Дикмана, Поддубного. В финальной борьбе атлетического чемпионата между Петровым и Поддубным, длившейся почти 25 минут, победителем вышел Поддубный. [12]
  • В 1904 году на сцене театра «Аквариум» прошел дебютный спектакль Оперного театра Зимина — опера «Майская ночь»Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1905 году в саду «Аквариум» проходил митинг бастующих в ходе декабрьского восстания. Здесь 8 декабря произошло первое (бескровное) столкновение полиции с митингующими. Полиция попыталась разогнать многотысячный митинг, разоружив присутствовавших на нем «боевиков». Однако действовала она очень нерешительно, и большинство дружинников сумели скрыться, перемахнув через невысокий забор. [13] Сам сад, в котором были выстроены баррикады, изрядно пострадал в ходе декабрьского восстания.
  • В 1906 году в саду «Аквариум» пел Собинов в опере «Искатели жемчуга» [14]
  • В 1907 году состоялся формальный раздел владения И. С. Соловейчика на две части: восточную (сад «Аквариум») и западную (с постройками жилого и торгово-ремесленного назначения).
  • В 1907 году театр «Олимпия», который находился в саду «Аквариум» пришел в упадок: у театра обрушилась крыша. [15]

История «Аквариума» при Блюменталь-Тамарине [ править | править код ]

В 1907 году после банкротства Омона и его бегства из Москвы сад был куплен спекулянтом Лидвалем и хозяйкой хора Сытовой. Вскоре одним из арендаторов, а затем и директором сада стала актер и режиссёр театра «Буфф», ученик Лентовского, А. Блюменталь-Тамарин. Сад реконструировали, построили открытый (из-за наличия крыши его называли «полузакрытый») летний театр. В этот период театр успешно конкурировал с «Эрмитажем». [4]

Увлечение цыганским романсом (Блюменталь-Тамарин сам играл на рояле и гитаре, сочинял романсы) сказалось на характере дивертисментных программ. Кроме цыганских хоров (в частности, под руководством В. Панина) на веранде ресторана с 11 вечера до 4 утра посетителей развлекал «Цыганский уголок». [4]

Читать также:  В чем находится фосфор

В открытом театре было представлено много зарубежных аттракционов. В саду проводились костюмированные шествия, запускались воздушные шары. В закрытом театре ставились обозрения «Комета Галлея», «Путешествие на Луну» и другие. Как постановщик оперетт Блюменталь-Тамаринин широко использовал световые эффекты, кинокадры, другие технические новинки. [4]

  • В ноябре 1907 года в «Аквариуме» начались спектакли приезжей мусульманской труппы Ашкадарского. «Труппа состоит из молодежи, достаточно хорошо сыгравшейся и поставившей совей целью бороться с невежеством и темнотой низших классов мусульманского населения», — писала газета «Русское слово». [16]
  • В 1908 году в саду выступал петербургский «старинный театр», исполнявший произведений эпохи Средних веков. [17] В том же 1908 году в зимний сезон в театре «Аквариум» идет драма Потапенко «Новая жизнь» и новинка, приобретенная с исключительны правом постановки в гор. Москве, пьеса В. М. Гончарова с применением синематографа и музыкой М. М. Ипполитова-Иванова, «Понизовая вольница» (Стенька Разин). [18]
  • В 1909 году зимой в саду состоялся фестиваль ледовых скульптур с замком Черномора из «Руслана и Людмилы», построенным архитектором Ибянским. [19] Летом в саду состоялись гастроли «Летающего балета» — артисты при помощи специальных приспособлений поднимались в воздух и перемещались в пространстве. [4]
  • В сентябре 1909 года в статье «Бегство антрепренёра» газета «Голос Москвы» сообщает, что директор сада, некто С. Ф. Адель, бежал, не выплатив артистам зарплату. [20]
  • В октябре 1909 года в прессе появилось сообщение о том, что известный цирковой предприниматель Аким Никитин подписал купчую крепость на участок земли между театром «Буфф» и садом «Аквариум» и намерен построить цирк. [21] Цирк, который открылся в 1911 году на улице Садово-Триумфальной (сейчас там находится Театр сатиры) имел водный бассейн и подвижный гидравлический манеж.
  • Летом 1910 года газета «Утро России» писала: «В „Аквариуме“ 24 мая обновлена вся программа открытой сцены. В качестве „гвоздей“ приглашены семь андалузок танцовщиц-хироманток, которые по окончании своих танцев будут сходить в партер „рассказывать всем желающим их судьбу“, и труппа пантомимистов Зенетц, разыгрывающих пантомимы с животными-автоматами». [22] В том же году в театре «Аквариум» выступала труппа Сабурова[23] c комедийной зарисовкой «Царство ипподрома — Приз на Дерби» [24]
  • В ноябре 1910 года в закрытом театре сада «Аквариум» открылся первый в Москве скэтинг-ринк для катания на роликах. «На месте партера — асфальтовый трек, залитый белой специальной массой. Сейчас масса матовая, но скоро её отполируют коньками, и она будет блестеть, как зеркало. В ложах за столиками много молодой нарядной публики. Угощаются холодным меню беспитейного буфета. Сцена декорирована и занята оркестром», сообщала газета «Руль». [25]
  • В 1910 году по проекту архитектора А. Н. Новикова был выстроен новый вход в сад.

История «Аквариума» при Федоре Томасе [ править | править код ]

В 1913 году владельцем сада стал «русский негр» Федор Томас, который вместе с двумя русским товарищами взял сад в аренду. Всего за год «Томас и Компания», как их называли тогдашние журналы, вернули саду былой блеск. По подсчетам прессы, каждый из партнеров в первый год заработал по нынешнему курсу 1 млн долларов чистыми. [26]

При Федоре Томасе управляющим садом стал Н. Ф. Бутлер, некогда бывший режиссёром концертных программ в театре Омона. [4]

Бутлер сохранил «Цыганский уголок» на веранде, умело сформировал программы для открытого театра. В отремонтированном закрытом театра в 1916 году выступала фарсовая труппа Е. Беляева. К 1917 году был восстановлен зимний театр, где начались спектакли кабаре с участием Якова Давыдовича Южного. В последующие годы в театре шли по преимуществу драматические спектакли. [4]

В 1919 году Федор Томас эмигрировал в Константинополь.

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания;

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 1817 × 2422 пикс. (4.4 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock detector