Как растения приспосабливаются к условиям жизни


На нашей планете жизнь есть повсюду: в арктических льдах и в горячих источниках-гейзерах, в вулканической лаве, в соленой и пресной воде. Жизнь покорила сушу и океан, и в атмосфере мы также находим организмы. Поскольку условия обитания организмов различны, различаются и способы приспособления к ним, выработанные организмами за миллионы лет существования. Рассмотрим, как приспосабливаются растения и животные к разнице в продолжительности светового дня, температуре и влажности окружающей среды.

Приспособления растений. Как ведут себя растения нашей местности в зависимости от количества солнечного света, получаемого на протяжении года? Вот одуванчик лекарственный (рис. 30.1). Орган растения, в котором под действием солнечного излучения образуются вещества, необходимые для жизни, — это лист. Растет одуванчик весной и летом. Осенью день укорачивается, солнечного света становится недостаточно, чтобы растение могло вырабатывать органические вещества. Листья одуванчика изменяют цвет и отмирают. Но погибло ли растение? Весной на том же месте появляются молодые листья. Следовательно, одуванчик не погиб, а лишь «притаился» на время — под землей остался живой корень, который весной даст новые листочки и цветы.

Другой пример — дерево. Как и травянистым растениям, осенью и зимой лиственным деревьям недостаточно солнечного излучения для получения необходимых веществ. Листва, главный производитель органических веществ, становится ненужной. Поэтому деревья осенью ее сбрасывают (рис. 30.2) и используют органические вещества, накопленные летом.

Зимой деревьям грозит серьезная опасность. При снижении температуры до 0 °С вода замерзает и, как известно, расширяется. Следовательно, возникает угроза и для ствола, и для веток дерева, внутри которых находятся органы, содержащие воду. Кору дерева может просто разорвать.

Но у природы есть свои «хитрости», которые помогают дереву пережить суровую зиму. Мы знаем, что разные вещества замерзают при разных температурах. Среди них есть те, у которых температура затвердевания ниже, чем у воды. С сокращением светового дня деревья начинают вырабатывать такие вещества. В органах растений они образуют растворы с водой, которые замерзают при температурах более низких, чем вода. Именно это и спасает дерево от гибели.

Растения в жарких пустынях, где дожди выпадают нечасто, приспособились накапливать воду и уменьшать ее испарение (рис. 30.3). Кактус уменьшает испарение жидкости иначе, чем агава (рис. 30.4). Когда идет дождь, он собирает воду в мясистых стеблях. Главные испарители влаги — листья — у него превратились в колючки, и поэтому потери воды уменьшились.

Приспособляемость животных. Как приспосабливаются к низким температурам животные? По-разному. Чтобы не замерзнуть зимой, осенью животные накапливают толстый слой жира, их мех становится более густым. Дело в том, что жир и мех плохо проводят тепло, которое вырабатывает организм, и таким образом препятствуют охлаждению внутренних органов. Обратите внимание, к примеру, на свою кошку. Летом шерсть у нее редкая, потому что жарко, а на зиму становится роскошной. Или посмотрите на белку (рис. 30.5) — ее можно увидеть не только в лесу, но и в парках. С приходом зимы она заметно округляется, надевает красивую шубку. Теперь белке ни снег, ни морозы не страшны!

Есть еще одно приспособление, с помощью которого животные справляются с тяготами зимней жизни, — спячка. Во время спячки все химические превращения в организме замедляются и потребность в пище уменьшается. Это позволяет животным пережить зиму. В спячку впадают многие животные, например, медведь, черепаха, сурок.

Сурок степной обитает на территории Украины (рис. 30.6). Готовится к зиме зверек тщательно: не худой и летом, осенью он накапливает под кожей дополнительный слой жира. И мех сурка с приближением зимы становится гуще. Подготавливаясь к спячке, животное роет норы глубиной 2-3 м со сложными ходами и зимовальными камерами. В одной из них сурок и спит зимой.

Животные, обитающие там, где сухо и жарко, имеют другие приспособления. Так у верблюда есть целый ряд приспособлений. Части

тела верблюда, которые соприкасаются с раскаленной до +70 °С почвой, снабжены мозолистыми образованиями, ослабляющими влияние температуры. Без воды верблюд может обходиться более 10 суток (рис. 30.7).

В Украине обитает птица с очень интересным и редким для царства животных приспособлением: она селится только вблизи человеческого жилья. Это аист белый (рис. 30.8). Вы наверняка видели его гнезда на крышах сельских домов или на столбах. Он питается змеями и лягушками, которых ловит на лугах, по берегам рек или на болотах, и никогда не претендует на остатки с нашего стола. Однако аиста можно назвать настоящим сельским жителем.

• Все организмы приспособлены к среде своего обитания. За миллионы лет природа создала множество способов, с помощью которых животные и растения приспосабливаются к изменению продолжительности дня, к суровым морозам, жаре или недостатку влаги.

Наша лаборатория

Читаем тексты самостоятельно и обсуждаем их с товарищем.

На протяжении миллионов лет животные и растения соседствуют на планете и приспосабливаются друг к другу. Растения снабжают животных пищей. Животные помогают растениям размножаться, перенося пыльцу с цветка на цветок, и разносят их семена на огромные расстояния.

Часто растения, чтобы привлечь к себе насекомых, прибегают к «хитростям». Так, у растения офрис насекомоносная (рис. 30.9) цветок формой и цветом напоминает самку мухи. Самец садится на цветок, рассчитывая найти «подругу». Распознав обман, он летит к другому цветку-притворщику, заодно перенося пыльцу растения. Орхидея встречается на полянах среди кустарников, иногда на болотах. Ее можно увидеть в Черновицкой и Ивано-Франковской областях Украины.

Удивительное сотрудничество Раффлезия Арнольди, произрастающая в Индонезии, — одно из самых необычных растений на Земле (рис. 30.10). Это паразит, который поселяется на корнях тропических растений. «Размах» лепестков цветка раффлезии Арнольди достигает одного метра, а масса — шести килограммов. Это самый большой цветок в мире.

Цветок раффлезии живет только два дня, что, возможно, и к лучшему. Ведь он привлекает мух, опыляющих его, резким гнилостным запахом и грязно-красным цветом, которые напоминают испорченное мясо. Клейкие семена раффлезии часто прилипают к ногам слонов. Что ж, размеры транспорта для семян под стать огромному цветку!

В жарких пустынных районах Австралии живет ящерица молох (рис. 30.11). Кожа молоха, как губка, пронизана микроскопическими трубочками. Как только влажность воздуха повышается, кожа ящерицы впитывает влагу. А если молох окажется под дождем, его кожа набирает воды так много, что животное становится на треть тяжелее. На солнце «наполненный» водой молох «потеет» и глотает собственные испарения.

• Придумайте 6 вопросов (по два для каждого текста), с помощью которых можно выяснить, верно ли ваш товарищ понял текст.

2. Как приспосабливается к смене времен года одуванчик и клен?

4. Как приспосабливаются деревья к зимнему снижению температуры?

5. К каким условиям и как приспосабливаются растения жаркого климата?

6. Почему осенью масса белки увеличивается, а ее мех становится гуще?

7. Зимой некоторые животные впадают в спячку. Это происходит потому, что они (выберите правильный ответ): а) устают за лето и осень; б) так приспосабливаются к отсутствию еды зимой.

8. К каким условиям приспосабливаются животные, которые живут в сухой и жаркой местности? Приведите примеры такого приспособления.

Попробуйте кратко пересказать то, что узнали. Нашли ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале главы?

Проверьте, всели вы поняли, во всем ли разобрались.

1. Почему днем ветер дует с моря на сушу, а ночью наоборот — с суши на море?

2. В каких агрегатных состояниях существует вода на нашей планете?

3. Укажите, где именно можно найти воду в виде пара.

4. Сравните запасы соленой и пресной воды на планете Земля.

5. Что такое выветривание?

6. Что является первым шагом к разрушении: горы: изменение температуры, деятельность воды или ветер?

7. С помощью каких приборов человек наблюдает за погодой?

8. Назовите газ, содержание которого в атмосфере самое высокое.

9. Как изменяется атмосферное давление с высотой?

10. Назовите основные формы поверхности суши.

11. Найдите ошибку: «Алмаз состоит из минерала Карбона, а кварц —

из минералов Оксигена и Силиция».

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

Урок окружаещего мира в 3 классе учит любить природу, защищать слабые и беззащитные существа. Дети на уроке становятся исследователями природы. А поможет им в этом Почемучка.Итересные задания, групповая работа помогут детям пойти по загадочным тропинкам природы. Подвести итог и продолжить исследование дома.

Просмотр содержимого документа
«Окружающая среда растения. Как растения приспособились к разным условиям жизни.»

учитель начальных классов

высшей категории, старший учитель,

ДОШ №97, г. Донецк

Тема. Окружающая среда растения.

Как растения приспособились к разным условиям жизни.

Цель. Продолжить формировать понятие «растение – живой организм»,

сформировать представления об окружающей среде растений,

о разнообразии условий существования растений на Земле,

о признаках приспособленности растений к разным условиям жизни;

учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать логическое мышление, наблюдательность, познавательный

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Оборудование. Карточки с изображением цветов, тест «Проверяйка»,

конверт, картинка с изображением Почемучки, карта

«путешествия», фишки, картинки с изображением

растений засушливых и влажных мест, дипломы.

І. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Алла Николаевна. Я учу таких же ребят, как и вы. Учу их любить природу, защищать слабые и беззащитные существа. Ведь все живое на планете имеет право на жизнь.

ІІ. Положительная мотивация учебной деятельности.

— Ребята, а что украшает нашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, что люди дарят друг другу в торжественные моменты, а то и просто в минуты радости? (Цветы.)

— Сегодня я пришла к вам в гости. Какой цветок вы преподнесли бы мне, чтобы порадовать? Перед вами целый букет из цветов. Выберите один из цветков и покажите мне. А теперь положите выбранный цветок возле себя. И пусть его красота вдохновит вас на активную, познавательную работу и поможет решить главную задачу сегодняшнего урока.

ІІІ. Сообщение темы и задач урока.

Открывается доска, на ней записана тема урока.

— Мы станем сегодня исследователями природы. Узнаем об окружающей среде растений, о том, как растения приспосабливаются к разным условиям жизни. А поведет нас по неизведанным тропкам Почемучка. Мысленно наденьте рюкзачки и в путь! Но что это? У нас на пути лежит конверт. Давайте посмотрим, что там. Да это же Мудрая Сова оставила нам свои вопросы. И только тот сможет ступить на лесную тропинку, кто правильно ответит на все ее вопросы.

(Тест «Проверяйка». Проверка домашнего задания.)

IY. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Работа с иллюстрацией учебника (с. 126).

— Мы с вами попали в лесную чащу и подошли к могучему дереву

(его можно увидеть на иллюстрации учебника). Тут нас поджидает мудрая сова в своем дупле.

— Что это за дерево?

— А что еще вы видите на заднем плане?

— Кого вы видите на самом дереве?

(Ответы детей записываются на доске, создается «ассоциативный куст»).

— Все, что окружает живой организм, в данном случае дуб, — это окружающая среда.

— А что помогло дубу стать таким могучим, какие условия? (Свет, тепло, воздух, вода и питательные вещества).

Чтение статьи учебника «Окружающая среда растения» и выполнение карандашом пометок (+ знаю, ? узнал новое).

— Что нового вы узнали из данного текста? (Вывесить на доску табличку «Приспособились»).

— Найдите в тексте и прочитайте, что означает слово «приспособились»?

Я задал себе вопрос:

Отчего цветок подрос?

Долго думал и гадал

И гипотезу создал.

Может, этак, может, так,

Все проверить не пустяк!

Не получится в момент –

Нужен мне эксперимент.

А затем понаблюдать

И ответ надежный дать.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Работа в группах.

Каждой группе дается картинка (одним растения засушливых мест, другим – растения влажных мест.)

Задание: рассмотрите растения и скажите, как эти растения приспособились. Что помогает выдержать недостаток влаги одним и хорошо расти при избытке влаги другим?

Закрепление полученных знаний.

1. Длинный корень

1. Короткий корень

2. Широкие листья

2. Завершение путешествия. «Озеро надежды».

— Посмотрите, какая красивая на озере кувшинка. Глядя на нее, очень хочется подержать ее в руках. Давайте сядем на лодочку и подплывем к кувшинке. Что вы сделаете?

— Рвать кувшинку нельзя, растение занесено в Красную Книгу.

3. Минутка рисования.

— У нас ведь есть цветок. Давайте возьмем карандаши и нарисуем его окружающую среду. (Время 1 минута).

— Мы на уроке получили новые знания. Какие?

— Я надеюсь, что вы станете лучшими друзьями природы. А поможет вам в этом диплом, который я хочу вам вручить.

Дома вы продолжите свою исследовательскую работу. Выберите одну из станций и отправляйтесь в путешествие. А чтобы вам в пути не было скучно, выучите Гимн юных экологов.

—>Просмотров : 353 | —>Добавил : аgent (26.09.2017) (Изменено: 26.09.2017)

Обсуждение вопроса:

Растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова. Отдельные пятна лишайников, отдельные стебли растений сменяются оголёнными участками.

Суровые климатические условия тундры определяют особенности растительного покрова тундры. Здесь преобладают мхи, лишайники, низкорослые кустарники; характерно и отсутствие леса. Низкорослость помогает спасаться от холодных сильных ветров.

В умеренном поясе распространена лесная растительность России, представленная на севере хвойными лесами, южнее смешанными лесами из ели, сосны, осины, берёзы и др. в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах этой зоны. Хвойные деревья приспособлены для существования в холодных условиях. Хвоя помогает уменьшить испарение.

Степная зона — это море травяной растительности. Травянистая растительность образуется в при недостаточном увлажнении для формирования лесов. Поскольку степи расположены в области с недостаточным увлажнением, представители травянистой растительности хорошо переносят недостаток влаги в почве.

В полупустынях и пустынях умеренного пояса условия менее благоприятны для существования растений, чем в степи. Растительный покров здесь разрежен. Растения имеют длинные корни, толстую кутикулу, у многих листья видоизменены в колючки.

Всего ответов: 1

Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock
detector