Ширина дорожки во дворе


Пешеходные и автомобильные пути — самая дорогая инфраструктура во дворе. Без грамотного планирования транспортно-пешеходной сети благоустройство двора не имеет смысла и может повлечь за собой дополнительные затраты в будущем.

Пешеходная сеть

При организации пешеходных путей следует учитывать исторически сложившиеся сквозные пешеходные проходы через квартал и подчеркивать их покрытиями, отличными от остальных путей, и элементами навигации.

Если внутри квартала расположены объекты культурно-исторического наследия, пешеходные подходы к ним необходимо акцентировать элементами навигации и мощением.

Внутриквартальные проезды во дворах в исторической застройке обеспечивают подъезд с улицы к входам в жилые дома.

Основные пешеходные пути в районах низкоэтажной периметральной застройки — это сквозные проходы между жилыми домами, ведущие к остановкам общественного транспорта, пешеходным переходам, объектам социальной инфраструктуры в соседних кварталах, а также к объектам инфраструктуры отдыха и торговым центрам или общественным зданиям.

Второстепенные пешеходные пути проходят вдоль жилых домов и соединяют зоны входа в жилой дом с основными пешеходными путями или напрямую с улицей.

Дворовые территории этого типа не требуют выстраивания иерархии внутриквартальных проездов — они здесь короткие и напрямую соединяют улицы с входами в жилые дома.

Каркас пешеходных и транспортных путей дворов в районах среднеэтажной периметральной застройки полностью (или в значительной степени) сформирован существующей планировочной структурой кварталов.

Основные пешеходные пути и основные внутриквартальные проезды проходят через публичные пространства. Второстепенные пешеходные пути и второстепенные проезды соединяют основные пути и основные проезды со входами в жилые дома.

Основной пешеходный путь в районах среднеэтажной и высокоэтажной микрорайонной застройки соединяет внутренние точки притяжения (объекты социальной инфраструктуры, торгово-бытового обслуживания, крупные спортивные площадки) друг с другом и с ближайшими внешними точками притяжения.

Сеть основных внутриквартальных проездов складывается на основе существующих наиболее коротких сквозных проездов через квартал, а также проездов, ведущих к объектам социальной инфраструктуры, расположенным в границах квартала. Второстепенные пешеходные пути и внутриквартальные проезды ведут от основных путей и проездов ко входам в жилые дома.

Основой правильного планирования является непрерывность и эргономичность пешеходной сети, т. к. именно пешеходы являются основными участниками движения во дворах.

Пешеходная сеть должна соединять места проживания (подъезды) с точками притяжения внутри квартала/микрорайона (школы, детские сады и пр.) и за его пределами (остановки общественного транспорта, магазины и пр.), учитывая кратчайшие и наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков. Количество пересечений с проезжей частью необходимо минимизировать.

Для достижения эргономичности необходимо предусмотреть скругления на поворотах тротуара и учитывать стихийные направления движения пешеходов (так называемые «народные тропы»).

Исследования показывают, что пешеход предпочтёт «срезать» путь, если угол между его целью и направлением тротуара превышает 30°.

Такое планирование с понижением уровня прилегающего грунта сохранит газоны и чистоту тротуаров.

Ширина тротуаров должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для остальных — кратно 0,75 м (средняя ширина человека), но не менее 1,5 м, чтобы два встречных человека могли беспрепятственно разойтись.

Поверхность тротуара должна быть сделана с небольшим уклоном в сторону газона для правильного водостока, угол наклона 2. 3°.

Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые, однако более эстетичными и экономичными являются сборные покрытия. Они пропускают влагу, что позволяет избежать образования луж, при ремонте их можно частично разобрать и использовать вновь, что является экономически целесообразным при эксплуатации.

Психологически мощение плиткой ассоциируется у людей с пешеходной зоной, в то время как асфальтовое покрытие — с проезжей частью.

Внутридворовая транспортная сеть

В соответствии с ПДД, при движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т. е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу.

Максимальная скорость ограничена 20 км/ч, однако, на деле сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. Это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Мы предлагаем следующие технические способы регулирования скорости передвижения автомобилей во дворах:

1. Установка знака «Жилая зона» на всех въездах во дворы и микрорайоны.

2. Установка системы видеонаблюдения для фиксации нарушений ПДД не только на дорогах, но и во дворах.

3. Антипарковочные столбики — универсальный инструмент для успокоения трафика во дворах. Они являются хорошо видимыми для водителей и позволяют заблаговременно снизить скорость, а для пешеходов не являются препятствием и не портят внешний облик двора в целом.

Возможны следующие варианты их использования:
— заужение проезжей части в местах пересечений с пешеходной сетью;
— уменьшение радиусов скруглений на поворотах;
— сужение проезжей части в целом и выделение пространства для пешеходов во дворах, где невозможно организовать отдельный тротуар;
— создание шиканы, т. е. последовательности тесных, извивающихся поворотов для намеренного замедления автомобилей;
— защита тротуаров от неправильной парковки.

4. Ещё одно средство замедления трафика по аналогии с пешеходными переходами — поднятие уровня проезжей части до уровня тротуара в местах пересечения с пешеходными дорожками, напротив выходов из подъездов жилых домов, детских садов, школ, игровых и спортивных площадок, других объектов инфраструктуры в жилой зоне. Такая мера заставит водителя снизить скорость и обезопасит, например, выбегающего из подъезда или школы ребенка.

Единый уровень с тротуаром делает возможным осуществление и принципа безбарьерной среды для маломобильных граждан, а также делает дворы удобными для велосипедистов. Фактически, это аналог лежачего полицейского, но ещё и с важной функциональной и идеологической составляющей. Людям по такому переходу передвигаться гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям о приоритете пешеходов. Такие пересечения не затопит дождем, они всегда будут чистыми и сухими.

Читать также:  Как сделать ящик для яблок

Осуществление этого решения возможно без значительных затрат, т. к. не потребуется менять существующие тротуары. Исключить заезд транспорта на тротуар в этом случае поможет установка пары антипарковочных столбиков.

5. Сооружение искусственной дорожной неровности («лежачий полицейский») на улицах, ведущих на территорию, обозначенную дорожным знаком «Жилая зона», перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, магазинами и другими объектами массового притяжения пешеходов.

Правильно спланированная сеть пешеходных дорожек на садовом участке – важная часть работы по созданию красивого и удобного сада. По ним мы прогуливаемся, наслаждаясь красотами сада, по ним везем тачку или идем с ведром и лопатой наперевес. Дорожки бывают главные, прогулочные и второстепенные, рабочие. В зависимости от назначения строить их мы будем из разных материалов. Размеры сада диктуют их ширину: дорожки основного маршрута от 0,8 до 1,5 м, вспомогательные – от 0,4 до 0,8 м, оптимальная ширина – 0,6 м.

Рисунок дорожек может быть построен на геометрических или свободных пейзажных линиях, также допустима разумная игра контраста форм строгой геометрии и плавных линий, например, сочетание прямых и живописных линий, диагоналей, окружностей и т.д.

Дорожки и тропинки делят участок на различные зоны и одновременно объединяют сад в единое пространство. Достигается это не только общим рисунком дорожек, но и использованием тщательно подобранных материалов для мощения. Существует несколько правил подбора и использования декоративных материалов, которые применимы не только для создания сети дорожек в саду, но и для любой другой работы по дизайну окружающей нас среды.

Правило 1. В мощении дорожек, которые прилегают к дому, должен участвовать материал, использованный в отделке самого дома, будь то фасад, цоколь или крыльцо. То есть один и тот же материал должен переходить с вертикальной плоскости стены дома в плоскость сада и распространяться по нему, что значительно усиливает ощущение общего пространства всей усадьбы. В мощении придомовой территории этот материал не должен доминировать, иначе дом и сад будут зрительно сливаться. Обычно он занимает около трети площади мощения.

Разберем довольно часто встречающийся вариант. Дом построен из красного кирпича, имеет белые оконные переплеты, бетонную отмостку и крыльцо. Будет уместно парадную зону украсить мощением из тротуарной бетонной плитки, соединив ее с узором из клинкерного кирпича. Светло-серый цвет бетона приглушает яркость красного кирпича, делает его более спокойным и приятным для восприятия, гармонирует с белым цветом оконных переплетов, которые, по сути, тоже работают на сглаживание цвета стен. Клинкерный кирпич в этом случае мы выбираем потому, что он по прочности приближается к природному камню, в то время как обычный кирпич в мощении непрочен, довольно быстро начинает крошиться, особенно если положен плашмя, а не поставлен на ребро. А вот сочетаний и узоров клинкера и бетонной плитки может быть великое множество, только постарайтесь клинкер и бетонную плитку подобрать более или менее одинакового размера. В этом случае мощение из смешанных материалов будет прочнее.

Правило2. Чем дальше от дома, тем меньше в рисунке дорожки используются элементы отделки дома. Допустим, дорожка около дома или вокруг него будет выкладываться из бетонной тротуарной плитки с включением клинкера или отделкой бортовой линии из него. Затем мы перейдем на мощение только из бетонных плит, возможно, другого размера или оттенка с редкими инкрустациями клинкера, а впоследствии, по мере продвижения в лесную зону, мы окончательно выведем клинкер из мощения, уменьшим долю бетонных плит и введем гравийную засыпку. На некоторых участках отдаленной от дома дорожки можно сделать гравийную засыпку с включением в нее отдельных, отличных по тону бетонных плит. По мере продвижения в глубь лесного массива бетон может совсем исчезнуть из дорожного покрытия.

Однако те материалы, которыми мы выкладываем дорожки около дома, будут вновь возникать, когда на лесной тропе нам повстречается скамья на небольшой площадке для отдыха или фонтанчик с прохладной водой. Такую площадку мы можем замостить бетонной тротуарной плиткой с клинкерным узором, напоминающим мощение придомовой территории, но более простым. А можем просто по всей площадке сделать гравийную засыпку и окантовать ее одним или двумя рядами клинкера. Здесь возможно и обратное решение: если кирпичные стены дома и забора остались в отдалении, то в основу мощения можно положить именно кирпич, а бетонные плиточки или гравийную засыпку ввести лишь как небольшое воспоминание о пройденном пути.

Таким образом, комбинирование тщательно подобранных материалов для мощения является действенным приемом, объединяющим всю композицию сада. Причем в каждой зоне сада мощение должно соответствовать назначению и стилистике самой зоны, будь то лесная беседка или хозяйственная площадка.

Второстепенные или хозяйственные дорожки в саду могут быть выполнены из тротуарной бетонной плитки размером 30х30 см, положенной в два ряда, или их двух типов плитки, например, в первом ряду дорожки выкладываются две плитки размером 25х25 см, а во втором ряду только одна плитка размером 25х50 см, и эти ряды чередуются. Если требуется уменьшить ширину второстепенной дорожки, то плитки 25х25 см в первом ряду выкладываются рядом, как и в предыдущем варианте, а в следующем ряду кладется такая же плитка, но посередине и т.д., то есть плитки кладутся по принципу кирпичной кладки, когда один верхний кирпич лежит на двух нижних. Два последних варианта укладки плитки не имеют крестообразных швов.

На таком способе мощения стоит остановиться поподробнее. Большинство участков в Московской области расположено на обводненных средних и тяжелых суглинках. Почва постоянно насыщена водой, которая не уходит. При наступлении морозов вода в почве замерзает и, как известно, расширяется. Соответственно расширяется и грунт. Такие грунты называются пучинистыми, они доставляют массу неприятностей и строителям, и ландшафтным дизайнерам, и владельцам участков. Понятно, что такие грунты могут поднять плитки, уложенные в дорожке, и легче всего приподнимаются именно плитки, имеющие крестообразные соединения, а дорожки с другими типами швов деформируются в меньшей степени.

Читать также:  Тетравит для животных инструкция для свиней

Существует достаточное количество разработанных типов раскладки плиток прямоугольной формы. Наиболее декоративна так называемая римская кладка, в которой используются плитки нескольких размеров, они раскладываются в свободном рисунке, но без крестообразных швов. В Западной Европе такой тип кладки исключительно популярен и выполняется из прямоугольных и квадратных каменных плит.

Второстепенные дорожки можно выложить в технике пошаговой тропинки, когда плиты кладут с разрывами, соответствующими длине шага. Разрывы между плитами заполняют дерном или сыпучими декоративными материалами. По такой дорожке удобно ходить, по ней можно провозить тачку, газон при этом не страдает.

Правило 3. В оформлении дорожек и площадок в саду можно использовать не более трех различных, но сочетающихся материалов и не более двух-трех их оттенков. При этом способы компоновки этих материалов могут быть самыми разнообразными. Действительно, монотонность и однообразие мощения необходимо нарушать вкраплением плиток, отличных по тону, фактуре, или вводить зеленые островки из неприхотливых почвопокровных растений, устойчивых к вытаптыванию, которые отлично смотрятся на мощении.

Из этих правил становится понятно, что материалы для декоративного и функционального оформления участка нельзя выбирать случайно.

Еще один стандартный вариант, требующий подбора совершенно других материалов, — деревянный дом, причем это может быть и старый деревенский дом, и домик на садовом участке, и современный коттедж из клееного или оцилиндрованного бруса. В этом случае одним из материалов декорирования участка будет дерево. Это всевозможные настилы, мостки, щиты различных размеров, садовый паркет, пошаговые тропинки из спилов разнообразного сечения и диаметра, тонированный брус и просто старые железнодорожные шпалы, утопленные в газон или гравийную засыпку и, наконец, декоративные засыпки из древесной коры и щепы.

Дерево как материал для создания дорожек еще нечасто используется в нашем садовом дизайне. Обычно предпочтение отдается природному камню. Однако именно древесина является основным строительным материалом, не такой уж однозначный лидер садового благоустройства. Выход горных пород в природе Подмосковья нет, поэтому чрезмерное использование камня в украшении садов воспринимается не совсем естественно.

Тонированная древесина красива, прочна, экологична, приятна на ощупь, быстро набирает солнечное тепло, гасит звуки шагов и заставляет пешехода смотреть себе под ноги и любоваться простотой и естественностью материала, знакомого нам с детства. Все мы помним серебристо-серый от непогоды штакетник бабушкиного забора, но он разве что всколыхнет давно забытые воспоминания о невысоких однотипных дачах с резными наличниками, крашеными ставнями и восьмигранным чердачным окошком в старых дачных поселках, оставшихся в уже ушедшей эпохе… А в иных странах прогрессивные дизайнеры искусственно старят, выбеливают древесину, придавая ей именно тот, неповторимый серебристо-серый оттенок, используя сложные по составу тонировки, или специально выставляют в сады садовую мебель без всяких защитных покрытий и ждут несколько лет, когда же она приобретет именно тот самый оттенок…

Длительное использование деревянных настилов и мостков под открытым небом возможно при соблюдении ряда правил. Во-первых, можно приобрести продукцию западных фирм, которые выпускают древесные материалы с ребристой нескользкой поверхностью, из которой делают настилы, патио, мостки и квадратные щиты, размещаемые в пошаговом порядке. Они исключительно долговечны, так как в заводских условиях в эту древесину загоняют антисептики под большим давлением. Однако такая древесина очень дорога. Из доступных пород можно назвать лиственницу. Она долговечна, но недешева. Дуб для таких целей не всем подходит, так как стоит тоже дорого, а служит не дольше сосны. Большинство потребителей покупают сосну. При правильной обработке древесины и профилактическом уходе такие настилы выдерживают 8-10 лет без серьезного ремонта. Для настилов обычно используют доски толщиной 15-30 мм и шириной 200-250 мм. Всю поверхность древесины обрабатывают антисептиком, а те части, которые будут соприкасаться с грунтом, покрывают битумом. Древесные настилы и мостки необходимо содержать в режиме постоянного проветривания, т.е. приподнять над землей, поставив на ножки. Ножками служит брус сечением 40х80 мм. Разумеется, ножки обрабатывают битумом. Обычно деревянные мостки – это две доски, соединенные поперечными рейками и поставленные на ножки. Между досками оставляют зазор в 20-25 мм, что способствует дополнительному проветриванию. Поверхность досок должна быть хорошо обработана, соединяются части мостков с помощью оцинкованных болтов с утапливаемыми головками. По такому настилу можно ходить босиком, не боясь пораниться. Он быстро сохнет и нагревается под солнцем, дает приятное тепло ногам. Садовые элементы из древесины требуют ежегодной обработки антисептическими средствами, если есть возможность, желательно убирать их на зиму в закрытое помещение. Располагают такие мостки на гравийной засыпке. Их часто перекидывают через сухой ручей, ведут от одного деревянного настила к другому, они широко используются в натуральных или естественных садах. Деревянные щиты и мостки часто ведут к водоемам и даже выходят на опорах на гладь пруда.

Те же правила относятся и к сооружению дорожки из древесных торцов. Обычно брусья нарезают длиной 15-20 см, пропитывают антисептиком, ту часть, которая будет находиться в земле, обрабатывают битумом и устанавливают в дорожное ложе на слой утрамбованного песка. Зазоры между отрезками заполняют песком и уплотняют его. В крупные зазоры можно забить отрезки меньшего диаметра, предварительно заострив нижний конец. Можно задекорировать зазоры древесной корой или щепой.

При работе с обрезками древесины можно использовать такой прием: в определенном заранее месте заглубляют не короткие обрезки, а элементы длиной 0,5 м – такие выступающие обработанные поленья могут служить сиденьями или опорой для скамьи на прогулочном лесном маршруте. Если же заглубить группу поленьев высотой 1,0-1,5 м, то можно получить декоративную стенку или садовую скульптуру, органично вписанную в плоскость дорожки и как бы «вырастающую» из нее.

Читать также:  Рождение козлят у козы

Несмотря на то, что декоративные древесные материалы довольно разнообразны, использовать только их при оформлении участка с деревянными постройками не совсем правильно, особенно если участок достаточно велик. Древесные материалы хорошо сочетаются с природным камнем, с гравийными засыпками теплых тонов, с искусственным тонированным бетоном и керамогранитными плитками.

Нина Томилина,
ландшафтный архитектор
(По материалам журнала «Вестник цветовода», № 3, 2005 г.)

ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.

Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3. 2,5 м — 6. 8%, шириной 1,5 м — 8. 10%, для тропинок — 10. 12%. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м — 2. 3 %, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3. 4%, для прогулочных дорожек (односкатных) — 4. 5%, для площадок разного назначения — 2. 3%. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки (беспыльность, бесшумность при движении транспорта, возможность механизированной уборки).

В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит (табл. 1).

Таблица 1.

Вид дорожки, площадки
Типы покрытий

Транзитная дорожка круглогодичного пользования

Песчаный асфальт, плитки бетонные

Транзитная и прогулочная дорожки шириной 2,25 м

Прогулочная дорожка шириной 1,5 м

Литой асфальт, плитки бетонные

Спецсмесь, резинобитум, асфальтобетон, изол

Плитки бетонные, песок, гравийная крошка

Площадка для мусоросборников

Пешеходные дорожки шириной 1 м

Покрытия тротуаров применяют двух видов: асфальтовые и сборные из цементно-бетонных плит. Требования к покрытиям тротуаров предъявляются почти такие же, как и к проездам: достаточная прочность, долговечность, беспыльность при ходьбе, экономичность, механизация производства и эксплуатации.

Покрытия жилых территорий микрорайона могут быть жесткие (из литого и песчаного асфальта, плиточные) и нежесткие (из гравийной крошки, песка, уплотненного грунта, газоны). При выборе типа покрытия необходимо учитывать его назначение, экономическую целесообразность, возможности промышленности, а при выборе конструкции — свойства грунта (рис. 1).

Рисунок 1. Сечения внутримикрорайонных дорожных покрытий: а — конструкция асфальтобетонных отмосток, тротуаров и внутримикрорайонных проездов; б — конструкция дорожной одежды проезжей части, тротуара и отмостки из плитки; в — конструкция тротуаров из бетонной плитки и тротуаров, предусматривающих проезд; г — конструкция дорожек и площадок в зоне отдыха; д — конструкция спортплощадок; 1 — асфальтобетон литой; 2 — цементобетон (класс В15, Мрз 100); 3 — песок (Мк=2 мм); 4 — асфальтобетон песчаный (марка 11, тип Д); 5 — асфальтобетон крупнозернистый (тип 1); 6 — щебень фракционированный (М 400); 7 — асфальтобетон мелкозернистый (марка 1, тип В); 8 — садовый бортовой камень БР 100.20.8; 9 — бортовой камень БР 100.30.15; 10 — бетон (класс В15, Мрз 100); 11 — битум; 12 — бетонные тротуарные плиты; 13 – цементо-песчаная смесь сухая; 14 — асфальтобетон; 15 — утрамбованный грунт; 16 — бетонные плиты ЭДД; 17 — спецсмесь (гранитные высевки — 60%, песок — 10%, глина — 20%, известь — 10%); 18 — щебень известняковый; 19 — щебень мелкозернистый известняковый; 20 — щебень крупнозернистый известняковый; i — поперечный уклон

Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые. Однако в последнее время более прогрессивными и экономичными считаются сборные покрытия. Они наиболее индустриальны, при ремонте их можно разобрать, не повредив, и использовать вновь. Однако применение того или иного типа плиток должно быть объективно оправдано (рис. 2). Дорожки и площадки с жестким покрытием окаймляют бордюрным камнем. Все дорожки по ширине должны быть кратны ширине движения человека, т.е. 75 см. Исключение составляют лишь дорожки с плиточным покрытием; их ширина определяется размерами применяемых плиток.

Рисунок 2. Фрагменты мощений из фигурных элементов (1. 3) и тротуарной плитки (4. 6)

В рекомендуемом нормами балансе территорий для селитебных зон улицы, дороги, проезды, площади и автостоянки с жестким покрытием занимают на первую очередь 15. 16 % общей территории, а на перспективу — 18. 20%.

В жилом районе улицы и автостоянки с жестким покрытием занимают от 13 % его территории при 2-этажной застройке и до 17,3 % — при 16-этажной.

В микрорайоне проезды, подъезды к домам, хозяйственные площадки, открытые автостоянки при жилых домах с жестким покрытием занимают 22 % при 2-этажной застройке и 12 % — при 16-этажной.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock detector