Усадьбы в стиле классицизма


Как восстанавливали «Русский Парнас», чем не угодили двуглавые грифоны на чугунной лестнице и можно ли воссоздать никогда не существовавший декор фасадов? Эти и другие вопросы мы задали трем известным московским реставраторам.

Евгений Журин

Генеральный директор ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская № 7», опыт работы — более 46 лет

Евгений Владимирович — автор проектов реставрации объектов культурного наследия ансамбля Николаевской военной богадельни в усадьбе Измайлово и главного дома в музее-усадьбе «Остафьево». Последняя была построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, отце поэта Петра Вяземского. Авторство проекта при постройке дома приписывается так называемой архитектурной школе Казакова. Но также возможно, что авторами проекта являлись знаменитые архитекторы Николай Львов и Иван Старов.

Усадьба долгое время была одним из литературных центров Москвы, здесь собирались знаковые фигуры золотого века русской поэзии — например, дважды бывал Александр Пушкин. В этот период аллею, ведущую от главного дома в парк, а вместе с тем и всю усадьбу прозвали «Русский Парнас».

В 1899 году Сергей Шереметев, бывший на тот момент владельцем Остафьева, создал в главном доме музей, посвященный Пушкину и Вяземским. В 1930-е музей был ликвидирован и в усадьбе разместился санаторий. В конце 1980-х годов усадьба вновь получила статус музея.

Евгений Журин — о работах в усадьбе Измайлово и музее-усадьбе «Остафьево»:

«В усадьбе Измайлово коллектив нашей мастерской занимался реставрацией двух корпусов Николаевской богадельни. Северный солдатский и восточный корпуса были построены 1840-х годах в составе богадельни архитектором Константином Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя. В 1925–1926 годах при устройстве на Измайловском острове рабочего городка имени Баумана корпуса были значительно перестроены. Для увеличения площади жилья было сделано множество перегородок, а третий этаж поделен на два. Так трехэтажные здания стали четырехэтажными.

Когда проводится реставрация, архитектурный облик здания и его конструкции всегда приводят в соответствие с тем или иным строительным периодом. При реставрации корпусов в Измайлове по объективным причинам мы приняли решение не вмешиваться в сложившуюся конструктивную схему здания и отреставрировать их на период начала ХХ века. Также был разработан и воплощен проект приспособления восточного корпуса под размещение реставрационных мастерских Государственного исторического музея.

Более масштабные и интересные работы мы проводили в усадьбе Остафьево — “Русский Парнас”. При Вяземских от Овального зала в парк вела липовая аллея. Существует предание, что название “Русский Парнас” появилось после того, как Пушкин приехал сюда в гости и, увидев эту аллею, усмотрел сходство с греческим Парнасом. Это название дошло и до нас, закрепившись в современном названии усадьбы.

Главный дом — здание конца XVIII — начала XIX века в стиле классицизм, то есть допожарной Москвы. Задачей нашего коллектива было восстановить именно первоначальный проект. Очень сложная задача, учитывая, что практически ничего не сохранилось. В советский период здание было музеем, затем домом отдыха, а затем снова музеем. В 1995-м усадьбу включили в перечень объектов культурного наследия федерального значения. В 1990–2000-е годы было проведено очень много работ: отреставрированы флигели, раскрыты галереи, укреплены конструкции, сделаны несгораемые перекрытия и так далее. Моя команда подключилась к реставрации в 2010 году и занялась главным зданием.

Мы начали работы с проекта воссоздания бельведера, который был практически утрачен в 70-е годы XIX века. Затем мы полностью воссоздали декоративное убранство фасадов, лепной декор. Интересно, что мы ориентировались на изначальный проект. На этом этапе проектных работ особенно сложным было то, что при натурных исследованиях нам удалось найти очень мало данных, обычно задающих вектор для реставрации. Тем не менее у нас был хороший материал в виде проекта 1799 года, который сохранился.

Могу сказать, что мы полностью справились с задачей. Были устранены все наслоения советского периода, добавлены архитектурные элементы, соответствующие русскому классицизму, которые придали фасадам завершенный вид. Сейчас они выглядят гармонично и естественно.

Следующий большой этап работ — интерьеры здания. Здесь ситуация была не менее сложной, чем с фасадами. Кроме главного парадного помещения — Овального зала, все архитектурное убранство начала XIX века было утрачено. Мы провели комплексные исследования, подобрали огромное количество аналогов того времени. Изучали стиль и авторский почерк предполагаемых авторов проекта. На сегодняшний день большинство исследователей считает, что проект разработали под руководством Матвея Казакова или людей из его школы.

Интерьеры полностью воссозданы, хотя они, за исключением Овального зала и объемно-пространственной композиции, другими словами планировки, были утрачены. Зная назначение каждого помещения и основываясь на историческом описании, мы предложили декоративное убранство в соответствии с тем историческим периодом.

Проект реставрации был непростым. Потребовалось очень глубоко погрузиться в тему, провести колоссальное количество исследований. Ведь реставратору важно прочесть изначальный архитектурный замысел, попытаться вписаться в его концепцию, понять, о чем думал архитектор, когда проектировал здание.

Сейчас проведена комплексная реставрация главного дома. Невоплощенным остался только раздел проекта реставрации с живописью, которая придаст интерьерам еще большую гармоничность и завершенность. Я рассчитываю, что в ближайшее время эти работы будут выполнены».

Татьяна Борисова

Ведущий архитектор ООО «Реставрационно-строительная компания “Гефест”», опыт работы — 45 лет

Татьяна Борисова рассказала о своих проектах реставрации по программе «1 рубль за 1 квадратный метр»:

«Один из проектов — реставрация флигеля городской усадьбы XIX века на Гончарной улице. Интересный объект, хотя и совсем небольшой. Флигель был, по сути, заброшен. Это хозяйственная постройка с подвальными помещениями и отдельными входами. Этаж над ними раньше был прачечной и кухней. В советское время там располагались мастерские.

Тем не менее флигель был в достаточно хорошем состоянии, потому что крыша не протекала. В результате реставрации мы привели в порядок окна, выходящие на переулок, украсили фасад вазонами, которые выполнили по архивным эскизам. Декоративное оформление фасада фрагментарно сохранилось, поэтому удалось полностью все восстановить.

Инвестор, который взял в аренду это здание по программе “1 рубль за 1 квадратный метр”, сделал там мини-гостиницу. Получился очаровательный маленький дом с красивым двориком.

Еще один мой объект по этой программе — флигель городской усадьбы купца Гусева на Большой Полянке. Главный дом выходит на Серпуховскую площадь. Он знаменит тем, что там находилась аптека Феррейна. При Гусеве флигель был жилым и хозяйственным, при Феррейне в нем располагались вспомогательные помещения для аптеки. Позже, перед революцией, там была лудильная мастерская Макарьева. Был еще один период, когда флигель снова стал жилым. Словом, история богатая, жизненная. К нам на реставрацию здание попало в запущенном состоянии. Но, как и у флигеля на Гончарной улице, фасады сохранились.

Кое-что делали по архивам. Например, витринные окна на первом этаже, вход с улицы — так, как это было при Феррейне. Самое важное — мы соединили флигель с главным домом оградой. До этого он стоял оторванный, сам по себе, маленькое двухэтажное здание в три окна, которое непонятно к чему относится. Теперь это комплекс. Мне кажется, это самое ценное, что мы сделали.

Сохранились изразцовые белые печи, очень красивые, скошенные в одну из комнат. Их мы тоже привели в порядок. Еще сделали козырьки по историческому образцу. Флигель делали под кафе, но арендатор передумал, и теперь там будет магазин брендовой одежды.

Самое сложное в таких проектах — недостаток времени. Арендаторы хотят провести реставрацию быстрее, а нам нужно проделать очень большую предварительную работу: поднять архивы, провести историко-библиографические исследования. Реставрация — дело неспешное, она требует качества и кропотливости».

Галина Степаненко

Главный архитектор проекта ООО «АРМ “Фаросъ”», опыт работы — более 35 лет

Галина Степаненко рассказала об истории и реставрации жилого дома XVIII–XIX веков (Старосадский переулок, дом 9, строение 1). Это объект культурного наследия федерального значения. Проект завоевал награду конкурса «Московская реставрация» в 2017 году.

«Это здание состоит из разновременных объемов (в архитектуре объемом называется сооружение или его часть, воспринимаемые в их внешней форме. — Прим. mos.ru.). Самый древний — каменные одноэтажные жилые палаты середины XVIII века, построенные на высоком холме — Ивановской горке. Главным фасадом они обращены на Москву-реку. К началу XIX века палаты надстроили, они стали трехэтажными, а в 1812 году дом пострадал при пожаре. После восстановления фасады оформили в стиле ампир, пристроили круглую открытую веранду с двумя маршами лестниц, ведущими в сад.

Более сорока лет (до 1870 года) домом владел Александр Куманин, купец 1-й гильдии, чаеторговец. Он был женат на тетке Федора Достоевского и был крестным отцом писателя. После смерти родителей Федора Михайловича воспитывал его братьев и сестер как своих детей. Поэтому дом в Старосадском переулке важен и интересен для нас еще и потому, что связан с именем великого писателя.

В 1901 году владение покупает Московское вспомогательное общество купеческих приказчиков. По проекту архитектора Бориса Кожевникова возводится новое трехэтажное здание, примкнувшее к главному дому. Это было учебное заведение. Как и в случае со всеми домами на рубеже столетий, при его строительстве применялись современные технологии: здесь сделали центральное отопление, водопровод, канализацию, электроосвещение, систему вентиляции. В 1912 году вдоль восточной границы владения добавляется пятиэтажный корпус, его встроили в главный дом, разобрав его часть. Над оставшимися помещениями главного дома возводят четвертый, а над утраченными — пятый этаж. Так главный дом перестал существовать как отдельное строение.

Историческая библиотека разместилась в здании в 1938 году. В 1980-х пристроили семиэтажный технический корпус: его торец вплотную примыкал к центральной части бывшего главного дома усадьбы, из-за чего парадная зала второго этажа оказалась без солнечного света.

Разобраться со всеми этими этапами строительства и переделки нам помогли архивные материалы — чертежи главного дома усадьбы XIX века и проект Кожевникова, а также тщательные натурные исследования со снятием штукатурки, разборками закладок, демонтажем современных обшивок.

В результате стало возможно “прочитать” первоначальный облик палат XVIII века: открылась кладка растесанных окон, по “хвостам” срубленных кирпичей определились их первоначальные габариты, был обнаружен профилированный белокаменный межэтажный карниз. Открылись рустованная поверхность фасадов и полы из белокаменных плит в сводчатых палатах первого этажа. Мы нашли старые паркеты XIX века под современными, отделку искусственным мрамором стен и вогнутых печей в парадной комнате второго этажа, так называемой мраморной комнате. Это отделка очень высокого качества, модная в XIX веке и часто используемая в богатых домах. Ее невозможно отличить от натурального полированного мрамора.

Мы восстановили интерьеры и фасады XVIII века, максимально используя полученную во время исследований информацию. В виде зондажей оставили фрагменты белокаменного цоколя и кирпичной кладки, разобранной при перестройке стены в начале XIX века. Фасадам усадебного дома вернули их вид на период ампирного оформления. Они были оштукатурены и окрашены охрой.

Большой удачей можно назвать реставрацию фасадов здания начала XX века вдоль Старосадского переулка. Оно было построено в так называемом кирпичном стиле, популярном на рубеже XIX–XX веков. В советское время первый этаж оштукатурили цементным раствором, а верхние покрасили желтой масляной краской по кирпичной поверхности. Стиль сразу исказился. Вернуть первоначальный облик казалось практически невозможным, потому что отслоение цемента всегда сопровождается разрушением кирпича под ним. Но с применением реставрационных технологий и качественных материалов получилось расчистить, сохранить и возвратить лицевой поверхности кирпича его первоначальный вид.

Во время работ удалось доказать существование на главном фасаде двух входов, помимо центрального. Они были заложены через несколько лет после постройки здания, но даже на самой ранней дореволюционной фотографии видно, что их переделали в окна. Эти два дополнительных входа вели в вестибюли: один для девочек, второй — для мальчиков. Дети учились раздельно на разных этажах и поднимались по разным лестницам в торцах коридора.

Центральный вход вел в парадный зал второго этажа — зал общих собраний. Его интерьер был выполнен в классическом стиле: с пилястрами, сложным карнизом, богатым лепным декором. Конечно, за долгие годы была утрачена первоначальная окраска стен, лепнина оказалась под слоями ремонтных красок, получила повреждения от протечек крыши, старый паркет сгнил под уложенным на него советским. Потребовалась тщательная кропотливая расчистка от всех поздних наслоений и воссоздание декора в местах утрат.

Очень интересное открытие — сохранившееся первоначальное ограждение парадной лестницы, ведущей в зал второго этажа. После снятия деревянной обшивки обнаружились чугунные фигурные балясины в виде двуглавых грифонов. Возможно, в советское время их закрыли потому, что они напоминали имперских двуглавых орлов. Почти все фигуры сохранились. Реставрация их и каменных ступеней, скрытых под мозаичной бетонной заливкой, вернула центральной лестнице первоначальный парадный вид.

Хочу отметить огромную роль в этом проекте Натальи Пушкаревой, ушедшей из жизни, но успевшей завершить работы на этом памятнике. Она возглавляла производственные работы. А также вклад Натальи Максименко, главного архитектора проекта, моего друга и коллеги, — она подключилась к работам по надзору на памятнике в самый сложный и ответственный момент реставрации интерьеров».

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания — на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм — здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Другая работа Камерона — Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

У садьбы — это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого — все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

Поленово

Усадьба создана в 1890-х годах художником Василием Поленовым по собственному проекту и чертежам и до 1939 года принадлежала его семье, затем была принесена в дар государству и переименована в Поленово.

Здесь можно увидеть деревянный трехэтажный дом 1890–1892 годов в стиле модерн, мастерскую художника, многочисленные жилые и хозяйственные деревянные здания, каменную ограду с воротами, парк из смешанных пород деревьев.

В двух километрах от музея находится Троицкая церковь 1906 года в неорусском стиле, построенная по проекту Поленова вместо прежней деревянной. Рядом с церковью — могилы художника и его жены Натальи. В соседнем селе Страхово расположено здание сельской школы 1911 года, выстроенной на средства Поленовых.

Вороново

В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II. До наших дней сохранились двухэтажный с пониженными боковыми крыльями главный дом, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Николая Львова в стиле классицизм и отреставрированный во второй половине XIX века в стилистике неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь с отдельно стоящей колокольней и парковый павильон «Голландский домик», созданные в середине XVIII века архитектором Карлом Бланком; раскинулись липовый парк середины XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII—XIX веков из смешанных пород деревьев с прудом. Парки обустроены в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем.

Середниково

В усадьбе неоднократно бывал Михаил Лермонтов, здесь провел первые годы жизни Петр Столыпин, гостил Федор Шаляпин. Усадебный ансамбль создан в конце XVIII века в стиле французского раннего классицизма, возможно, по проекту архитектора Ивана Старова. Сохранились двухэтажные с бельведером главный дом и четыре флигеля, соединенные колонными галереями; ограда парадного двора с металлическими решеткой и воротами; пейзажный парк из смешанных пород деревьев с лиственничной аллеей, прудами, мостами и белокаменной лестницей. О пребывании в усадьбе Лермонтова напоминают монументы и плафон овального зала на втором этаже, расписанный по мотивам лермонтовской поэмы «Демон». В километре от центральной части усадьбы в деревне Середниково, на месте прежней усадьбы, расположена церковь Алексея Митрополита 1693 года. На кладбище около церкви есть старые надгробия.

Виноградово

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

Ясная Поляна

В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор — тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Здесь же находится могила писателя. Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь — семейное кладбище Толстых.

Остафьево

В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники — Николаю Карамзину, Василию Жуковскому, Александру Пушкину, все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.

Абрамцево

В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь, Иван Тургенев, Илья Репин, Валентин Серов. Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.

Марфино

В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне — генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко. Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, — с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.

Горки

В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.

Ольгово

Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.

Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий
Adblock
detector